История празднования масленицы

http://s8.uploads.ru/t/skxtq.jpg

Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. Масленица – это обряд, посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны. Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны (1 марта, или 23 марта – до XVв.). В разных регионах государства существовали свои, особые ритуалы, однако, концепция обряда была едина. Безусловно, сегодняшний формат празднования сильно отличается от изначальных традиций. Доминирующее место занимает развлекательная сторона обряда, включающая приглашение гостей, ярмарку, хороводы, костры и, конечно же, огромное количество блинов.

Из истории известно, что до принятия христианства люди, жившие на территории современной России, были язычниками, поклонялись богу солнца Яриле (по некоторым источникам - ритуальному персонажу, олицетворявшему весеннее плодородие и сексуальную силу). Уже тогда в обычае было печь блины, как символ солнца и некого выражения благодарности богу солнца за жизнь на земле.

Позже, вплоть до XVII века, масленица, как «бесовское веселье», подвергалась постоянному осуждению со стороны православной церкви. Но уже в XVIII веке преследования ослабели (этому немало способствовали царские особы, отмечавшие праздник с особым размахом), и совсем скоро этот истинно русский обряд был принят церковью, регламентирован с учетом ее интересов. На сегодняшний день масленица считается православным (а не языческим) праздничным циклом. В православном календаре данный цикл играет роль подготовки христиан к Великому посту, известному своей строгостью и продолжительностью.

Происхождение названия обряда

Единого мнения относительно происхождения названия данного праздничного цикла нет. Чаще можно встретить версию, по которой «масляница», «масленица» имеет гастрономический корень. Именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла – «мазало». Масло, как символ достатка в семье, и круглый, горячий блин – как олицетворение солнца, были обязательными атрибутами в ритуале «умащения» божества, стремления задобрить его. Ведь от солнца напрямую зависела плодородность земли.

Кроме этого, существует мнение, что масленица уходит корнями еще глубже, и изначально обряд был посвящен поклонению славянскому богу скотоводства – Велесу.

Еще одна версия происхождения названия праздника опирается на предположение, что в неделю масленицы из рациона питания исключалось мясо, однако молочные продукты (сыр, масло, творог и др.) разрешены к употреблению. Хозяйки пекли масленые блины. Кстати, отсюда и второе название праздника – Седмица сырная.

Справедливости ради вспомним еще одну легенду. Считается, что родиной праздника является дальний Север. Однажды, в суровый зимний день люди, изнемогшие от мороза, заметили Масленицу - дочь Мороза, прятавшуюся за снежными сугробами, и позвали ее согреть, развеселить их, помочь пережить стужу. Масленица явилась к людям, но не маленькой девочкой, какой казалась, когда пряталась, а здоровой, крепкой женщиной: щеки ее были румяными и жирными от масла, глаза хитрыми, а смех – коварным. Увлекая людей в веселые хороводы, дочь Мороза согрела их и позволила забыть о холоде. Отсюда и пошло веселье, с которым каждый год русские люди провожают стужу и чествуют весну.

Согласно народным верованиям, о сию пору Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)

О сию же пору телятся коровы, и во домах в изобилии появляются молоко, масло, сыр, за что благодарят Велеса — Бога Скотьего. Начинают таять снега на полях, что знаменует собой близкий конец зимы и наступление весны: приходит срок, когда чары Старухи-Мары должны рассеяться волшбою Юной Живы, ступающей на Землю в облике Девы-Весны... Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне...

Како речено во слове вещем:

ЕДЕТ ВЕСНА ЕДЕТ НА ЗЛАТОМ КОМОНЕ[1] В ЗЕЛЕНОМ САЯНЕ[2] НА СОХЕ СИДЮЧИ СЫРУ ЗЕМЛЮ ОРУЧИ СЕМЕНА СЕЮЧИ! ГОЙ!

Начинается празднование Масленицы с речения кощун волхвами:

ГОЙ ТЫ СВЕТ-БЕЛОСВЕТУШКО НАШЕ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО ТЫ ВОССТАНЬ ПРОБУДИСЯ ТЫ ВО СВОЕМ СВЕТЛОМ ТЕРЕМЕ ТЫ УМОЙСЯ-ТО РОСАМИ ДА ВОДОЮ БЕГУЧЕЮ ПОВЕДИ КОНЯ ДОБРОГО ВО ПОЛЯ СВЕТ-ЛАЗОРЕВЫ КАК ПОЙДЕТ ЗЛАТОГРИВЫЙ КОНЬ НЕБЕСНЫМИ ПРОСТОРАМИ МИМО БОРА ТЕМЯНОГО ДА НА КРАСНУ НА ГОРУШКУ КАК НА ТОЙ ЛИ НА ГОРУШКЕ ЗЕЛЕНА РАСТЕТ ТРАВУШКА КАК СЛЕТАЛИСЬ СБИРАЛИСЯ НА НЕЙ БЕЛЫ ЛЕБЕДУШКИ МОЛОДЫЕ МОЛОДУШКИ ВСЕ-ТО КРАСНЫЕ ДЕВУШКИ СТАНОВИЛИСЬ НАД РЕЧЕНЬКОЙ НА ВЫСОКОЙ НА ГОРУШКЕ ПЕЛИ ПЕСНИ-ВЕСНЯНОЧКИ КЛИКАЛИ ВЕСНУ КРАСНУЮ: ТЫ ВЕСНА ДЕВА СВЕТЛАЯ ТЫ ХОДИ В НАШУ СТОРОНУ У ТЕБЯ ЦВЕТЫ АЛЫЕ ВСЕ-ТО РОСЫ МЕДВЯНЫЕ ТЫ ЗОВИ ЛЕТО ЖАРКОЕ ГОНИ ЗИМУ СТУДЕНУЮ! ПУСТЬ БЕГУТ РУЧЬИ К МОРЮШКУ К ОКИЯН-МОРЮ СИНЕМУ ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ЗВОНКИЕ ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ВЕШНИЕ СЛАВЯ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО САМОГО-ТО ДАЖДЬБОЖУШКУ СЛАВЯ ЛЕЛЮШКУ СВЕТЛУЮ ДА СЫРУ ЗЕМЛЮ-МАТУШКУ! СЛАВА! ГОЙ!

Затем у Родных Богов испрашивается благословение на закликание Весны:

БЛАГОСЛОВИ БОЖЕ БЛАГОСЛОВИ МАТИ ЗИМУ ПРОВОЖАТИ ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ ЗИМУ ПРОВОЖАТИ АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ ЗИМУШКА В ВОЗОЧЕК ЛЕТЕЧКО В ЧЕЛНОЧЕК! ГОЙ!

Далее следуют сами заклички Весны, кои творятся девами с высоких холмов — Ярилиных Плешей, уже свободных от снежного гнёта, со крутых берегов да с крыш овинов. Закликают Весну протяжным «гуканьем», рекут слова:

ТЫ ВЫРИЙ ВЫРИЙ ЯРЫЙ ТЫ ВЫЛЕТИ С-ЗА МОРЯ ТЫ ВЫНЕСИ КЛЮЧИКИ КЛЮЧИКИ ЗОЛОТЫЕ ТЫ ЗАМКНИ ЗИМОНЬКУ ЗИМОНЬКУ СТУДЕНУЮ ОТОМКНИ ЛЕТЕЧКО ЛЕТЕЧКО ЖАРКОЕ! ГОЙ!

(Согласно славянским сказам, из Ирия (Вырия) Небесного по весне возвращаются на птичьих крылах души Предков, чтобы остаться на Земле с потомками своими до будущей осени.)

ВЕСНА ДЕВА КРАСНАЯ ПРИДИ К НАМ С РАДОСТЬЮ С ВЕЛИКОЙ МИЛОСТЬЮ СО ЛЬНОМ ВЫСОКИМ С КОРНЕМ ГЛУБОКИМ С ХЛЕБОМ ОБИЛЬНЫМ! ГОЙ!

Чествуя Масленицу, непременно пекут блины, кои самыми очертами своими Солнце повторяют. Первый блин завсегда отдаётся Предкам — кладётся на чердаке на слуховое оконце. Тако же испекают особой формы печенье — «жаворонки», кои подбрасывают как можно выше, закликая Весну:

ЖАВОРОНКИ-ЖАВОРОНУШКИ ПРИЛЕТАЙТЕ ИЗ ДАЛЬНЕЙ СТОРОНУШКИ ПРИНОСИТЕ ВЕСНУ КРАСНУЮ УНОСИТЕ ЗИМУ СТУДЕНУЮ! ГОЙ!

Заигрыш (начало мистериального действа) начинается со взятия Зимней Крепи, возведённой заранее, в которой находится чучелко Морены-Зимы. (Здесь заметить надобно, что творится сие чучелко непременно девами да жёнами, кои отверзают очи Морене лишь в самый последний миг перед обрядом, прикрывая их ветошью либо не изображая таковых вовсе до самого начала действа, ибо негоже Грозноокой Владычице Смерти на людей честных раньше срока глядеть.) Защищают Крепость «слуги Морены» — ряженые в «хари» (обрядные личины) девицы, кои, понося всех собравшихся супротив них, должны противостоять идущим на приступ парням — «слугам Ярилы», восседающим друг на друге, как во время игры в «коняшки». Первый ворвавшийся в Крепость — получает право перецеловать всех девиц, сорвав с них «хари» и тем самым сняв с них окруту...

После того как Крепость взята, появляется повозка с Девой-Весной, кою сопровождают ряженые «слуги молодые» — старцы старые, волосом седые, несущие отвоёванное чучелко да клетку с птицами. Шествие с песнями и весельем обходит поле, после чего Весна благословляет народ, ведёт всех к Огню, где волхвы водружают чучелко Морены над обрядным костром — провожают Мару-Зиму, благодарят за все Её Дары. Здесь же на чучелко навязывают особливые наузы, дабы с ними ушло в Навь всё отжившее, худое, нечистое.
Поджигают Краду, рекут слова:

ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЯРОЕ КУДРИ ЗЛАТЫЕ ОЧИ ЯСНЫЕ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СВЕТЛОЕ ЗЛАТЫМ СОКОЛОМ РАСПЕРИ КРЫЛА ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЧИСТОЕ РАЗБУДИ ВЕСНУ ЗИМУ ОТПУСТИ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЖГУЧЕЕ КРОВЬ КИПУЧАЯ ЯРЬ ГОРЮЧАЯ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СЛАВНОЕ ВЕСНА ВО ЧЕРЕД ИДЕТ СПРАВНАЯ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ВВЫСЬ ЛЕТИ СВАРГУ РАСПАЛИ ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ! СЛАВА! ГОЙ!

Весна выпускает из клетки птиц. Волхвы рекут, а весь народ подхватывает:

ГОЙ ЕСИ СВА! ВЫРЕЙ ПУСТИЛ КРЫЛА! ЮНОЙ ВЕСНЕ СЛАВА! ЯРИЛЕ-ВЕСЕНЮ СЛАВА! ЗЕМЛЕ РОДНОЙ МАТУШКЕ СЛАВА! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

Сей же Святодень чествуется непременно кулачными боями да всякими забавами молодецкими, всё с шумом, с гамом — гудьбой да песнями, да словами вещими:

ЯРИ НАС ЯРИЛА СВОЕЮ СИЛОЙ ВЕЛЬМИ ВЕЛИКОЙ СТАНЬ СОЛНЦЕЛИКИЙ ВО НЕБЕ ЯСНЕ ПО ВЕСНЕ-КРАСНЕ ОЗАРИ ГОРУ О СИЮ ПОРУ СТА ГОРА КРАСНА ВЕЛЬМИ ПРЕКРАСНА СТА ГОРА СВЯТА А ВЕСЬ БОГАТА БОГАМ ПРИГОЖА А ЛЮДЯМ ТОЖЕ ЯРАЯ СИЛА ГОЙ ТЫ ЯРИЛА! СЛАВА! ГОЙ!

О сию же пору ходят в лес «будить Медведя». В особливо подготовленной «берлоге» заранее залегает кто-то из сведущих людей, преображённый в Медведя. «Будят» его весёлым шумом — криками, ударами в кобен-бубен, звуками позвонцов и трещоток. Чтобы задобрить «разгневанного» Лесного Хозяина, отдают ему «в жёны» красну девицу, коя и ведёт его к накрытому столу, угощает — кормит да поит, всячески чествует. «Медведь» не гневается более, прощает тех, кто его разбудил, и благословляет всех собравшихся, после чего снимает окруту — скидывает личину Медведя и прославляет Вещего Бога:

ГОЙ ТЫ ДЕДУШКО ГОЙ МЕДВЕДУШКО ЩЕДРЫЙ БАТЮШКА! ПИВО ТЕБЕ ЛЬЕМ СЛАВУШКУ ПОЕМ ДА ПОКЛОНЫ БЬЕМ! В ШУБЕ МОХНАТОЙ В ШАПКЕ ЗОЛОТОЙ СНАМИ БУДИ! ГОЙ! СЛАВА ВЕЛЕСУ!

Празднество завершается воздвижением Огненного Кола (Колеса) на высоком шесте, вокруг коего водят хороводы посолонь (по движению Солнца), всем миром славя разгорающееся Весеннее Солнце:

ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ БЕЛЫЙ СВЕТ ВОЗЪЯРИ НЕБЕСА ОТВОРИ МАРУ-ЗИМУ ГОНИ ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ ЗЕМЛЕ БЛАГО ДАРИ СИЛОЮ ОПРЯДИ СЛАВЫ ВЫШНИХ РАДИ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!