http://sf.uploads.ru/t/ixucZ.jpg
19 января (сеченя) славяне празднуют Турицы Зимние. Этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных - Туру, воплощению союза Велеса и Перуна. Тур является сыном Велеса и Макоши и покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному.

Ещё одно название этого дня - Водокрес. Сей день завершает святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Ещё верят, будто бы в это время Велес - Податель Здравы - благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Православные христиане отмечали в этот день Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением).

Турицы приходятся на 12-й день Больших Велесовых Святок и завершают их. В этот день, вечером или ночью, гадают на весь будущий год. Молодые девушки гадали на суженых, семейные люди проводили обряды, увеличивающие урожай будущего года. В этот день тако же собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

В этот день славяне проводили древнейший обряд посвящения юноши в мужчину, когда, воплощаясь волком (надевая на себя волчью личину - т.е. шкуру и маску), юноша должен был проявить охотничьи способности и волчью отвагу и завалить своего первого тура. Дикие туры служили нашим пращурам как символ чести и храбрости, они брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо (свой РОД). Славяне старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость и храбрость, умение объединяться для отпора врагам и находить слабое место у противника.


Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Турицы ещё и пастуший праздник, ибо в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община кушанья, и праздником отмечают свой сговор (договор). С этого момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в февраля к отёлу коров от всяких напастей и болезней.

У белорусов и южных славян известен старинный обряд "турицы". С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г.Р. Державин: "Танцуем... танцуем и бычка". У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX века сохранялся девичий головной убор с большими "турьими" рогами из соломы и ткани. Священники не пускали таких "рогатых" невест в церковь. Этнографический материал по культу быка-тура огромен. В Киеве существовала "Турова божница". Во многих местах южной части лесной зоны есть сёла с названием "Туровичи". Турьи рога, насколько нам известно, были у славян священным ритуальным сосудом.

Культ быка, "буй-тура", "яр-тура" был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщённые известным исследователем "нечистой силы" С.В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ.

"Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка "убивают": один из парней бьёт поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят".

Примерно такие "турицы" и изображаются на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и "девичьим переполохом" одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, которыми завершались зимние святки и их последний цикл "Велесовы дни" (с 1 по 6 января).

"На тых же своих законопротивных соборищах, - говорится в одном из поучений против язычества, - и некоего Тура-сатану ...воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую, по образу и по подобию сотворённую, некими харями или страшилами (масками) закрывают".

Маска быка или тура - обязательная принадлежность как святочного, так и масленичного гулянья ряженых. У южных славян "турицами" называют весенний карнавал на Масленицу, а у западных "турицы" отмечаются около Троицына дня.