Представления славян о Солнце и его теогонии

Даждьбог - сын Сварога, то есть один из Сварожичей. Сварог - Бог Неба, а Даждьбог - Бог Солнца и Бог Податель у славян [как Аполлон у древних греков?]. По представлениям предков именно небо породило Солнце, что не надо понимать как небо непосредственно у нас над головой. Видимое небо - это бесконечный космос, а не та воздушная прослойка над нами, где летают птицы. Судя по тому, что изначально был Сварог - Небо, который породил сына Даждьбога - Солнце, многие исследователи приходят к выводу, что славяне считали изначальным тьму, которая породила свет. В этом есть доля истины, хотя и с этим можно поспорить, так как существует упоминание о том, что древние верили: свет существует независимо от Солнца.

Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и в сияющем венце лучей. В Иванов день Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели. Славяне представляли, что жилище Солнца находится на востоке. Там, в стране вечного лета, стоит его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру в своей золотой колеснице. Солнцевы девы расчесывают его золотые лучи и умывают его, тогда на землю льется благодатный дождь.
Этимология теонима Дажьбог

Многие по созвучию имени считают, что Даждьбог каким-то образом относится к дождю, но это абсолютно не так. Первая часть имени Бога Даждь или Дажь происходит не от слова "дождь", а от слов "дать", "давать". Это Бог дающий, Бог Солнца, Солнечного Света и, соответственно, Бог плодородия.

Есть и другие версии. По мнению М. Фасмера: имя этого Божества можно разделить на Дажь - дай, и Бог - богатый, то есть Дающий Благосостояние, но последнее вызывает сильные сомнения. Не будем лукавить и назовём ещё одну версию, которую выдвинул В.Ягич. Так Ягич говорит о том, что ДажьБог - это просто славянское приветствие своих Богов и не является именем собственным: "Дай Бог!". Л. С. Клейн предполагает, что и Дажь является вовсе не Дающим, а производным от древнеиндийского "dagh" - пожар, "dah" - жечь . В.П.Калыгин и В.Блажек посчитали, что Даждьбог является кельтским Дагдой, у которых есть общие черты, но вот кто у кого заимствовал Божество с таким именем и исполняемыми функциями неизвестно. Н.М.Гальковский в своей книге "Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси" на основании некоторых фактов, как то: сопоставление вместе идолов Хорса и Даждьбога во Владимирском пантеоне в описании в Начальной Летописи, а также то, что - Хорс и Даждьбог являются Богами солнца, возможно разных его ипостасей, являются именем одного и того же Бога и в древности вполне могли именоваться как Хорс-Даждьбог, но особых оснований утверждать это нет. Также некоторые исследователи предполагают, что Даждьбог - бог света, а не самого Солнца, тогда как Хорс является богом непосредственно солнечного диска.
Упоминания о Даждьбоге и его культе (Збручский идол)

Дажьбог упоминается в небезызвестном писании Повесть Временных Лет. Там говорится о том, что идол этого Бога располагался на холме в Киеве вместе с Перуном, Хорсом, Стрибогом, Симарглом и Мокошью. Многие считают это верным доказательством существования такого Божества в верованиях древних славян и, следуя этому, можно говорить о том, что версия - форма приветствия "Дай Бог" - полностью неверна. В сербских и болгарских сказаниях Божество Дабог упоминается, как могучий враг христианского бога.

Тогда как славянские язычники были огнепоклонниками, то Даждьбог Сварожич, который был самим воплощением огня, занимал одно из самых высоких мест в пантеоне языческих Богов. Даждьбожьи внуки (Слово о Полку Игореве) - именно так называли себя люди в дохристианскую эпоху. Славянский народ напрямую относится к роду Божьему и все Боги имеют с ним родственные связи.

После находки Збручского идола, многие исследователи этого артефакта, и, в частности, Борис Рыбаков, посчитали, что на задней грани в верхнем ярусе, в одежде с солярным знаком (колесо с шестью спицами) может быть изображен Даждьбог. С этим нельзя поспорить, так как солярный знак имеет самое прямое отношение именно к этому Богу, и изображать солнечный символ на одежде другого Божества, только косвенно относящегося к Солнцу, было бы бессмысленно.
Небесные и земные функции Даждьбога

Даждьбог, будучи Богом-подателем, считается покровителем сирот, странников, нуждающихся, страждущих и других людей, которым нужна помощь в жизни. Даждьбог может, при должном обращении, подарить людям, как дождь в засуху, так и материальных благ, либо помощь свыше в трудной ситуации. Так как Даждьбог является ещё и Богом Солнца, то он покровительствует земледельцам, землепашцам, труд которых напрямую связан с активностью Небесного светила. Он всегда противостоит тьме, холоду, то есть Марене и всем чёрным Богам. Хотя, это, конечно, только внешний образ. Так как в язычестве нет плохих Богов, это противопоставление не должно считаться непримиримой войной, битвой или ненавистью между ними. Бог света и Бог тьмы, как инь и ян в восточной мудрости.

Приветствуют и обращаются к Даждьбогу в утренние часы, в то время, когда солнце появляется над краем горизонта. В этот самый момент и славят Солнце. Считается, что по небу он скачет на повозке, запряжённой лошадьми (четвёркой златогривых лошадей). Солнце зачастую понимается как отблеск от его щита. Ночью же Даждьбог пересекает небосклон на лодке, которую тянут утки, гуси и лебеди, а отблеск от его щита теперь перенимает Луна. Именно исходя из этого мифа, в древности люди носили амулеты в виде утиных лапок (женский оберег) и головок коней (мужской оберег). Иногда эти символы совмещают, и получается уточка с головой коня. Подкова же, считавшаяся подковой одного из коней Даждьбога, оберегает дома и по сей день. В деревнях и сёлах можно встретить коньки на крышах домов, что имеет прямое отношение к мифам о боге Солнца и солнечного света Даждьбоге.

В славянском праздничном календаре есть несколько дат, которые посвящены Богу Подателю. Основными из них считаются: 18 марта - День Даждьбога и 6 мая - День Даждьбога, Даждьбог Вешний, Овсень Большой или встреча Весны.